Проблема социального сиротства в современном обществе
Одной из острейших социально-экономических психолого-педагогических проблем в нашей стране является проблема социального сиротства - явления, при котором дети остаются без родительской опеки при живых родителях.
Помещение этих детей в детские учреждения интернатного типа (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты) менее всего отвечает интересам ребенка. При отсутствии материнской любви и заботы (не обязательно кровной матери) дети лишаются возможности удовлетворять в полной мере сразу комплекс необходимых для нормального развития потребностей, главными из которых являются потребность в любви, ласке, чувстве безопасности. Недостаточность этих чувств приводит к тяжелым и трудно устранимым последствиям. Отсутствие близкого человека в жизни ребенка порождает результате страх, агрессивность, недоверие к людям, неуверенность в себе, нежелание учиться, боязнь всего нового. Все это затрудняет впоследствии всю жизнь выпускников интернатных учреждений. Из стен учреждения они выходят беспомощными, неподготовленными к жизни, ощущают себя брошенными еще раз и потерянными. Не знают куда идти и где искать опору в жизни, у них нет четких жизненных ориентиров.
Но самым страшным последствием воспитания в детских домах и школах-интернатах становится отсутствие у воспитанников умений создать собственную семью и воспитывать своих детей. Дети из этих семей зачастую попадают в учреждения для сирот.
Что можно сделать в такой ситуации, чтобы в ближайшем будущем сократить количество сирот?
А сделать можно очень и очень многое. Спасением для этих детей может быть только семья или условия, приближенные к семейным. Помочь детям-сиротам стать благополучными людьми, достойными гражданами, счастливыми супругами и заботливыми родителями можно, только обеспечив им возможность расти и развиваться в единственно нормальных условиях - условиях семьи.
Что такое замещающие семьи? Этот термин применяется для обозначения различных типов семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей: семей усыновителей, опекунов, попечителей, приемных семей, детских домов семейного типа.
Оптимальной формой воспитания детей – сирот является усыновление, которое открывает наилучшие перспективы для надежного и устойчивого воспитания детей, не имеющих возможности оставаться с собственными родителями. При усыновлении ребенок приобретает семью, заинтересованных именно в нем взрослых, делающих все возможное для его полноценного развития. Усыновители, как правило, видят в малыше смысл жизни, привязываются к ребенку, дарят ему любовь и нежность.
Достаточно распространенная форма воспитания детей-сирот – опека. Ее преимущество заключаются в том, что, не имея возможности воспитываться в семье своих родителей, дети все-таки воспитываются близкими для них людьми.
Последнее время все больше и больше создается детских домов семейного типа. Семейная пара или одинокая женщина принимают на воспитание в семью от пяти до десяти детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Государство заботится о создании благоприятных жилищных условий, выплачивает денежное пособие на содержание приемных детей. Кроме того, один из родителей или оба (по желанию) зачисляются на работу в должности родителя-воспитателя, которая оплачивается согласно существующим нормам.
Относительно новая, но очень перспективная форма устройства осиротевших детей – приемная семья. Семья (или одинокий родитель) могут принять на воспитание в свою семью от одного до четырех детей, с учетом детей, над которыми установлена опека (попечительство) одним из супругов. Один из родителей принимается на работу отделом образования, спорта и туризма на должность приемного родителя (возможно совмещение должности приемного родителя с другой работой).
Приемному родителю и родителю-воспитателю время работы зачисляется в трудовой стаж. Как работник системы образования он имеет право на оплачиваемый отпуск, премии и т. д. Кандидаты в приемные родители и родители-воспитатели в обязательном порядке проходят соответствующий отбор и обучение. Государство помогает в организации оздоровления и летнего отдыха детей (предоставление бесплатных путевок в санатории, оздоровительные лагеря).
Приемная семья не может быть создана, если принимаемый ребенок является близким родственником приемных родителей. В этом случае возможны только опека или усыновление.
Для нормального развития и формирования личности ребенку необходимо окружение таких людей, которые не только заботятся о нем, но и любят, принимают его как личность, с которыми он живет одной жизнью, одними интересами.
По вопросам обращаться в отдел образования,спорта и туризма администрации Советского района города Гомеля, по тел. 56 64 05, 56 64 35, 56 64 32; тел./факс: 8 (0232) 30-87-83
Благотворительный проект ДаДому.by
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР УСЫНОВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Новости
Дети находятся в особой группе риска. Во время каникул многие из них часто остаются без присмотра взрослых. Родители должны разъяснить им правила электробезопасности, во многих случаях это может спасти им жизнь...
24 Августа 2023 11:43
1 июня в сквере Громыко прошло мероприятие ко Дню защиты детей "Инклюзивный город", где в праздничном концерте приняли участие воспитанники дошкольных учреждений города и Советского района....
05 Июня 2023 15:52
3