Информация

Обучение и воспитание в учреждении дошкольного образования осуществляются на белорусском и (или) русском языках. Основной язык обучения и воспитания в учреждении дошкольного образования (белорусский или русский) определяется его учредителем с учетом пожеланий законных представителей воспитанников.

В соответствии с учебной программой дошкольного образования с воспитанниками учреждений дошкольного образования с белорусским (русским) языком обучения проводятся специально организованные занятия, игры как по развитию русской, так и белорусской речи и культуры речевого общения, в учреждениях дошкольного образования с белорусским языком обучения образовательный процесс осуществляется на белорусском языке. Целесообразным является проведение мероприятий, посвященных творчеству белорусских поэтов и писателей, Дню белорусской письменности, белорусской культуры и др., обеспечение взаимосвязи с традициями народной педагогики, фольклором, национальным искусством.

С целью качественной реализации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования с белорусским языком обучения изданы учебные издания, утвержденные или допущенные в качестве определенного вида издания Министерством образования Республики Беларусь (см. научно-методическое обеспечение дошкольного образования).

В учреждении дошкольного образования в соответствии с пожеланиями законных представителей воспитанников по решению местных исполнительных и распорядительных органов, согласованному с Министерством образования Республики Беларусь, могут создаваться группы, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства либо изучается язык национального меньшинства. На основании запросов родителей управления (отделы) образования, спорта и туризма формируют группы, образовательный процесс в которых осуществляется на языке национального меньшинства. Министерство образования рекомендует принять меры, направленные на расширение возможности получения дошкольного образования на языке национального меньшинства и обеспечение права каждого гражданина в соответствии с Конституцией Республики Беларусь выбирать язык обучения. С этой целью необходимо организовывать разъяснение нормативных правовых актов о возможности выбора языка обучения в индивидуальных беседах с родителями, на родительских собраниях, через средства массовой информации, сайты и порталы управлений (отделов) образования, учреждений дошкольного образования.

 

О ВЫБОРЕ ЯЗЫКА ОБУЧЕНИЯ

Кодекс Республики Беларусь об образовании

Статья 90. Язык обучения и воспитания. Изучение языков в учреждениях образования

Основными языками обучения и воспитания в Республике Беларусь являются государственные языки Республики Беларусь. Государство гарантирует гражданам право выбора обучения и воспитания на одном из государственных языков Республики Беларусь и создает условия для реализации этого права. Язык обучения и воспитания определяется учредителем учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, с учетом пожеланий обучающихся (законных представителей несовершеннолетних обучающихся).

  Право граждан на выбор обучения и воспитания на одном из государственных языков Республики Беларусь обеспечивается развитием сети учреждений образования (классов, групп, потоков) с белорусским и русским языками обучения и воспитания, изданием литературы, учебников и учебных пособий на белорусском и русском языках.

  1. В соответствии с пожеланиями воспитанников, учащихся и их законных представителей по решению местных исполнительных и распорядительных органов, согласованному с Министерством образования Республики Беларусь, могут создаваться группы в учреждениях дошкольного образования, классы, группы в учреждениях общего среднего образования или учреждения дошкольного, общего среднего образования, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства или изучается язык национального меньшинства.

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования

Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования в 2018/2019 учебном году

Совершенствование качества образовательного процесса

В соответствии со статьей 90 Кодекса язык обучения и воспитания в учреждении образования определяет его учредитель, а право граждан на выбор языка обучения и воспитания на одном из государственных языков Республики Беларусь обеспечивается развитием сети учреждений дошкольного образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания, что позволяет обеспечивать становление целостной личности воспитанника, его развитие путем интеграции в две родственные культуры средствами белорусского и русского языков.

С учетом пожеланий родителей (законных представителей) несовершеннолетних учреждения дошкольного образования формируют группы, которые организуют образовательный процесс, как на русском, так и на белорусском языке.

Образовательный процесс в группах с белорусским языком обучения организуется на белорусском языке. Исключение составляют часы, отведенные на изучение образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» учебной программы дошкольного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     

 

 

 

 

 

                                               ПАВАЖАНЫЯ БАЦЬКІ!

         Аддзел адукацыі, спорту і турызму администрацыи Савецкага раёна г. Гомеля нагадвае, што згодна з артыкулам 17 Канстытуцыі Рэспублікі Беларусь, на падставе артыкула 90 Кодэкса Рэспублікі Беларусь аб адукацыі асноўнымі мовамі навучання і выхавання з’яўляюцца дзве дзяржаўныя мовы Рэспублікі Беларусь: руская і беларуская.

         Мова навучання і выхавання ва ўстанове адукацыі вызначаецца заснавальнікам.

         Права грамадзян на выбар навучання і выхавання на адной з дзяржаўных моў Рэспублікі Беларусь забяспечваецца развіццём сеткі ўстаноў адукацыі (груп) з беларускай і рускай мовамі навучання і выхавання.

         Для развіцця сеткі ўстаноў адукацыі (груп) з беларускай і рускай мовамі навучання і выхавання вам неабходна пазначыць мову навучання пры пастаноўцы на ўлік вашага дзіцяці ва ўстанову адукацыі для атрымання дашкольнай адукацыi ў  кабінеце №100 («Одно окно»)  администрацыи Савецкага раёна г. Гомеля.       

      Па пытаннях навучання і выхавання на беларускай мове ва ўстановах дашкольнай адукацыі прапануем тэлефанаваць у аддзел адукацыі, спорту і турызму  администрацыи Савецкага раёна г. Гомеля па тэлефоне 40 61 63.

         Адна з мэт дашкольнай адукацыі, гэта фарміраванне ўстойлівай цікавасці і станоўчых адносін да беларускай мовы, жадання авалодаць ёю.

 Далучэнне да роднай мовы садзейнічае не толькі ўзбагачэнню мовы дзяцей дашкольнага ўзросту, але і развівае іх пазнавальныя і інтэлектуальныя магчымасці, пашырае веды пра беларускую культуру.

У дашкольных установах педагогі рэалізуюць задачы раздзела “Развіццё маўлення” вучэбнай праграмы дашкольнай адукацыі  зацвержанай Міністэрствам адукацыі Рэспублікі Беларусь.  Кожны тыдзень праходзяць заняткі, святы, гульні, віктарыны і іншыя мерапрыемствы на роднай мове, што садзейнічае фарміраванню ў выхаванцаў цікавасці і станоўчых адносін да роднай мовы, краіны, вытокаў культуры беларускага народа.

       Адукацыйны працэсс на беларускай мове арганізован у одной группе  ДУА «Ясли-сад № 160 г.Гомеля» (вул.Косарэва,7)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВСЁ ИНТЕРЕСНОЕ ПРО БЕЛАРУСЬ

 

Сусветная памяць ЮНЕСКА

 

Вы, вядома ж, бывалі ў Мірскім замку, а мо і ў Нясвіжскім. Магчыма, хадзілі па таемных сцежках Белавежскай пушчы. У замках захапляліся выдатным майстэрствам старажытных дойлідаў, бачылі цудоўныя карціны, скульптуры, ... Далей

Роднае мястэчка

 

У самым цэнтры Беларусі, усяго за трыццаць кіламетраў ад Мінска, знаходзіцца маё роднае мястэчка Смілавічы. Тут працякае чысцюткая рачулка Волма, якая бярэ пачатак у падземным моры. У Волме водзіцца нават ... Далей

Гродзенскі замак

 

Чацвер, 21.11.2013 21:42

На паўночным захадзе Беларусі, на беразе Нёмана, ляжыць старажытны горад – Гродна. Гэтая назва – Гродна, або Гародня, паходзіць ад слова “гарадзіць”, гэта значыць узводзіць сцены ды вежы. Каля тысячы ... Далей

Напалеон з Беларусі

 

Напэўна, многія з чытачоў, убачыўшы гэту назву, запярэчаць: імператар Напалеон прыйшоў з Францыі, а на беларускай рацэ Бярэзіне пацярпеў паражэнне. Але айчынная гісторыя памятае і іншага Напалеона, які нарадзіўся ў Беларусі, ... Далей

Любчанскі замак

 

Багата ў Беларусі прыгожых куточкаў. І ўсе яны па-свойму адметныя і непаўторныя. Сярод іх вылучаецца і мястэчка Любча. Сапраўды – месца чароўнае. На высокім беразе Нёмана месціцца тутэйшы замак. Адгэтуль, з ... Далей

Мірскі замак

 

Адным з галоўных сімвалаў Беларусі, безумоўна, з’яўляецца Мірскі замак. Іначай і быць не можа. Скажы “Беларусь”, і адразу ўяўляецца ён – наш гонар і слава. Але такую пашану замак бясспрэчна ... Далей

Нясвіжскі замак

 

Кожны беларускі замак цікавы і ўнікальны па-свойму. Але сярод іх ёсць такія, без якіх уявіць наш край проста немагчыма. Згадаем хоць бы славуты замак у нашым “маленькім Парыжы” – Нясвіжы. ... Далей

Вандроўка па Дняпры

 

Дняпро, або Днепр, а ў старажытнасці — Барысфен, — адна з самых вялікіх рэк у Еўропе. Па сваёй даўжыні саступае толькі Волзе, Дунаю і Уралу. Злучае паміж сабой тры славянскія краіны ... Далей

Навагрудскі замак

 

У надзвычай прыгожай мясцовасці, там, дзе непадалёк нясе воды магутны Нёман, на ўзвышшы месціцца невялікі горад Навагрудак. Сёння ён – раённы цэнтр Гродзенскай вобласці. Але калісьці быў сталіцай. Тады, у трынаццатым ... Далей

Віртуальная экскурсія «НАЦЫЯНАЛЬНАЯ БІБЛІЯТЭКА БЕЛАРУСІ»

 

http://old.nlb.by/navigator/Biblio_pres_03.html ... Далей

Віртуальная экскурсія “Мінск у чатырох вымярэннях”

 

http://minsk.kl82.com/ ... Далей

Андрэй за ўсіх мудрэй

 

Беларуская народная казка Жыў дапытлівы хлопец Андрэй. Куды ні зірне, што ні ўбачыць, пра ўсё  людзей распытвае. Плывуць па небе аблокі. Адкуль яны ўзяліся? Чаму ў птушак ёсць крылы і яны ... Далей

Беларускія прымаўкі і іх эквіваленты па-руску і па-англійску

 

Дзевяць распаўсюджаных прымавак у рускай мове і іх аналагі ў беларускай. Карыстайцеся! Па-руску: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда Па-англійску: No pains, no gains Па-беларуску: Каб рыбу есьці, трэба ў ваду лезьці Трэба нахіліцца, ... Далей

Споўнiлася 150 гадоў з дня нараджэння Кандрата Лейкі

 

Кандрат Лейка Ушануем памяць яшчэ аднаго нашага слаўнага продка. Споўнілася 150 гадоў з дня нараджэння Кандрата Тодаравіча Лейкі – пісьменніка, імя якога сёння ведаюць не ўсе. Нарадзіўся ён на Смаргоншчыне, скончыў Aзярніцкае ... далей

Спеўны ганцавіцкі край

 

Спеўны ганцавіцкі край Штогод, у першую нядзелю восені, у нашай краіне ўрачыста адзначаецца Дзень беларускага пісьменства. Сёлета свята прыпадае на 4 верасня. Яно пройдзе на Брэстчыне, у Ганцавічах. Горад гэты малады. ... Далей

Творчасць пісьменніка Алега Лойкі

 

Да 80-годдзя з дня нараджэння пісьменніка Алега Лойкі Адкуль казкі Ехаў Бай праз лясок, Вёз казак мяшок. Дарожка крывенька, Кабылка сляпенька. З-за рэчкі, з-за гаю Жучка выбягае, Брэша на Бая, Зубы выскаляе, Мех расцерабіла, Дзірку зрабіла. Пакуль тое ўбачыў Бай на сваім ... Далей

Далучаемся да народных традыцый

 

Роднае слова – гэта першая крыніца, праз якую мы пазнаём жыццё і акаляючы нас свет. Якуб Колас   З сівой старажытнасці бярэ пачатак народная творчасць. Гэтая народная мудрасць развівалася, удасканальвалася, адлюстроўвала рэчаіснасць і мары ... Далей

Мой бацька

 

Еўлічы – вялікая вёска ў Слуцкім раёне, дзе 16 мая 1911 года нарадзіўся мой бацька – Васіль Вітка (Цімох Васільевіч Крысько). Ён па-сапраўднаму быў улюбёны ў родную зямлю. Мы не ... Далей

Незабыўны настаўнік

 

Васіль Вітка быў тым чалавекам, які пастаянна падтрымліваў маладых аўтараў, дапамагаў ім паверыць у сябе. Ссівелыя, аж да белізны, валасы, разумны пагляд з-пад акуляраў, кожнае слова як у размове, так і ... Далей

Як вясёлка пасля дажджу

 

Васіль Вітка надзвычай тонка разумеў дзіцячую псіхалогію, настрой сваіх чытачоў, ведаў, чым і як заінтрыгаваць іх, захапіць. Ён загаварыў з дзецьмі на мове такой жа непасрэднай, даверлівай і шчырай, як ... Далей

Юбіляр

 

“Вясёлка” сардэчна запрашае ўсіх-усіх на юбілейныя сустрэчы. У маі гэтага года спаўняецца сто гадоў заснавальніку нашага часопіса, любімаму пісьменніку юных чытачоў Васілю Вітку (Цімоху Васільевічу Крысько, нарадзіўся ў 1911, памёр ... Далей

Карта Мінскай вобласці

 

... Далей

Рукапісныя помнікі

 

Калі не ведалі яшчэ кнігадрукавання, кнігі пісалі ад рукі. Праца была цяжкая. Гэтым звычайна займаліся перапісчыкі ў манастырах. Найбольш вядомая сярод іх – выдатная беларуская асветніца Еўфрасіння Полацкая. У асноўным ... Далей 

З юбілеем!

 

У паэтычных зборніках Ніны Галіноўскай паяднаны гісторыя і сучаснасць, з любоўю апета наша Бацькаўшчына, цешаць усе поры года – з нябеснай зоркаю і зямным светлячком, з вясёлкавымі колерамі і чароўнай ... Далей

 

 

 

Родная зямля… Родная хата… Родная мова…

Менавіта ад бацькоўскага парога пачынаецца ўсё самае лепшае ў чалавека.  І вельмі важна прывіць дзіцяці з самага маленства пачуццё Радзімы — зямлі, на якой яно нарадзілася, якая дала яму жыццё і ўсё тое, што набыта і адпрацавана ў мінулым яго продкамі, навучыць з пашанай ставіцца да сям’і і роду, да сваёй малой і вялікай Радзімы.

Паважаныя Бацькі!

На гэтай старонцы вы знойдзеце шмат цікавых казак, вершаў, гульняў, мультфільмаў на роднай беларускай мове. 

Комментарии:

Комментариев пока нет.

 

Содержание и организация методической работы в 2018/2019 учебном году. Дошкольное образование. Т.А. Дивакова, методист высшей квалификационной категории управления учебно-методической работы

 В соответствии с Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь о деятельности системы дошкольного образования в 2018/2019 учебном году, актуальной является организация полиязычного пространства в учреждениях дошкольного образования. Согласно статье 21 Закона Республики Беларусь «О языках в Республике Беларусь» руководители и педагогические работники системы образования должны владеть белорусским и русским языками.

Согласно статье 90 Кодекса Республики Беларусь об образовании язык обучения и воспитания в учреждении образования определяет его учредитель. Учреждения дошкольного образования на основании запросов родителей (законных представителей) воспитанников формируют группы, образовательный процесс в которых организует на русском либо на белорусском языке. Образовательный процесс в группах с белорусским языком обучения организуется на белорусском языке. Исключение составляют часы, отведенные на изучение образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» учебной программы дошкольного образования.

Между тем, в республике преобладают учреждения дошкольного образования с русским языком обучения (большинство городских учреждений, а также частично учреждения сельской местности). И это не случайно. Для большинства детей дошкольного возраста первым языком общения является русский. Именно на русском языке малыш слышит и сам произносит первые слова, и думает, соответственно, тоже на русском. Безусловно, дети могут услышать и белорусскую речь по радио, телевидению, в быту. Однако, целенаправленное обучение белорусскому языку, как правило, происходит в учреждении дошкольного образования в процессе специально организованной деятельности по образовательной области «Развіццё маўлення і культуры маўленчых зносін», при проведении фольклорных праздников и других мероприятий. Кроме того, учреждения дошкольного образования практикуют проведение белорусскоязычных дней. Однако этого недостаточно для того, чтобы ребенок заговорил на белорусском языке, так как полноценная белорусскоязычная среда у дошкольников отсутствует. По мнению Н.С.Старжинской, близкородственность белорусского и русского языков, особенности русско-белорусского билингвизма дошкольников требуют 2 специфических подходов к обучению детей из русскоязычных семей белорусскому языку. И подходы эти отличаются от обучения как родному языку, так и иностранному. Наталья Степановна предлагает обучение детей дошкольного возраста белорусскому языку как второму родному проводить в двух направлениях: постепенное погружения в соответствующую коммуникативную среду с целью неосознанного усвоения белорусского языка в повседневном общении и обучение способам построения высказываний на белорусском языке в процессе специально организованной деятельности. Рассмотрим подробнее оба предложенные Н.С.Старжинской направления обучения белорусскому языку. В учреждениях дошкольного образования можно наблюдать следующее: в рамках специально организованной деятельности педагоги выполняют задачи образовательной области «Развіццё маўлення і культуры маўленчых зносін» учебной программы дошкольного образования в соответствии с показателями развития воспитанников. Образовательная область обеспечена учебнометодическими и учебно-наглядными пособиями для учреждений образования с русским языком обучения, что дает возможность качественно организовать игры, занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В то же время чаще всего для создания языковой среды педагоги не реализовывают возможности нерегламентированной деятельности, режимных моментов, так как сами имеют недостаточно практического опыта общения с детьми на белорусском языке в повседневной жизни. В связи с этим возникает противоречие: педагоги должны общаться с детьми на белорусском языке в течение всего дня, создавать коммуникативную среду, и не могут этого сделать, так как не имеют практических навыков общения на белорусском языке. Отсюда следует, что методическим службам на всех уровнях необходимо обеспечить создание языковой среды для максимального профессионального и личностного общения педагогических работников на белорусском языке. Совершенствование языковой компетентности специалистов учреждений дошкольного образования возможно в двух направлениях. Первое направление предполагает прямое воздействие, например: · включать во все методические мероприятия выступления, открытые просмотры, консультации и другие материалы на белорусском языке; · проводить языковые тренинги, викторины, «Литературные чтения», ннтеллектуальные игры («КВН»; «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» и др.), семинарыпрактикумы и т.д. для выявления уровня владения педагогами белорусским языком и умения общаться на нем. Вторым направлением является опосредованное воздействие на педагогических работников путем создания условий для совершенствования языковых умений через: 3 · разработку совместных с родителями образовательных проектов, направленных на приобщение к белорусскому языку и культуре белорусского народа («Назвы зямлі беларускай», «Цудоўны свет беларускага фальклёру» и др.); · организацию ежеквартальных недель белорусского языка, приуроченных к фольклорным праздникам («Дажынкі», «Каляды», «Гуканне вясны» и т.д.); · осуществление параллельно на двух государственных языках подготовки информационного материала для родителей, для сайта учреждения образования, для он-лайн общения в соцсетях; · взаимодействие с социумом (учреждением общего среднего образования, библиотекой, музеями и др.) по созданию коммуникативной белорусскоязычной среды; · разработка методического и дидактического материала для решения задач образовательной области «Развіццё маўлення і культуры маўленчых зносін» учебной программы дошкольного образования посредством внедрение в педагогическую практику современных образовательных технологий (в том числе ИКТ); · использование этнографического музея учреждения дошкольного образования «Беларуская хатка» для проведения специально организованной деятельности (обеспечение принципа «одно лицо в одной ситуации общения – один язык»; · создание картотеки проблемных ситуаций, побуждающих детей к общению на белорусском языке «Як гэта сказаць па-беларуску?»; · пополнение образовательной среды возрастной группы, учреждения дошкольного образования тематическими русско-белорусскими мини-словарями («пабеларуску маё імя гучыць так…», «одеваемся по-белорусски», «во саду ли, в огороде выросли…» и др. (темы согласно тематического планирования либо на выбор педагога). Такой подход, в свою очередь, способствует созданию коммуникативной среды для воспитанников и позволяет решать задачи образовательной области «Развіццё маўлення і культуры маўленчых зносін» учебной программы дошкольного образования. Обращаем внимание, что все предложенные направления работы используются в рамках решения конкретных годовых задач, поставленных учреждением дошкольного образования в текущем учебном году. Организация и содержание методической работы со специалистами системы дошкольного образования в 2018/2019 учебном году Районный уровень. Для системной организации методической работы с педагогическими работниками учреждений дошкольного образования в районе рекомендуем модель 4 работы сети методических формирований над единой темой. Дополнительная информация по модели работы сети находится в методических рекомендациях «Содержание и организация методической работы с руководителями и специалистами системы дошкольного образования в 2014/2015 учебном году», которые размещены на сайте государственного учреждения образования «Академия последипломного 5 · заведующих учреждений дошкольного образования; · заместителей заведующих по основной деятельности; · воспитателей дошкольного образования (с учетом специфики группы); · педагогов-психологов; · музыкальных руководителей; · руководителей физического воспитания; · других категорий педагогов. Обращаем внимание методических служб: методические формирования для воспитателей в 2018/2019 учебном году по составу могут быть разными в зависимости от вида группы (массовая, интегрированная, логопедическая), от языка обучения, от возраста воспитанников (ранний, дошкольный, разновозрастная группа), от технических характеристик конкретных учреждений образования (отсутствие спальных помещений, совмещенные музыкальный и спортивный залы, малокомплектное учреждение и т.д.). С учетом предлагаемой единой методической темы в учебном году особую актуальность приобретает организация работы творческих и проблемных групп, а также совместные (расширенные) заседания методических формирований. Областной уровень. В рамках методической работы в 2018/2019 учебном году особое внимание следует уделить вопросам организации образовательного процесса на белорусском языке (с учетом выбранной регионом единой темы и имеющегося опыта работы в данном направлении). В целях осуществления системного подхода, научно-методической поддержки организации образовательного процесса на белорусском языке целесообразно организовать деятельность по разработке методических рекомендаций с учетом региональной специфики; создать консультативные пункты для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, желающих оказывать услуги по досмотру и уходу за детьми дошкольного возраста. Такая работа может быть организована на основе единого современного информационно-образовательного пространства через образовательные интернет-ресурсы Республики Беларусь. В рамках областного обобщающего семинара (конференции) рекомендуем провести выставку (аукцион, ярмарку, фестиваль и т.д.) методических разработок по организации образовательного процесса на белорусском языке с целью отбора лучшего педагогического опыта для участия в республиканском фестивале педагогических идей «Каб мова родная гучала…». С целью повышения профессиональной компетентности участников по вопросам научно-методического сопровождения педагогических работников учреждений дошкольного образования в процессе организации исследовательской деятельности детей целесообразно провести обучающие курсы (тематический семинар) «Создание условий для профессионального совершенствования педагогических работников по 6 выявлению и распространению опыта работы по развитию исследовательских умений воспитанников» В связи с этим региональным институтам развития образования рекомендуется разработать программы повышения квалификации (обучающих курсов) по теме: «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по вопросам развития интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности» с включением теоретических вопросов: 1. Актуальные вопросы современного дошкольного образования. 2. Научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. 3. Совершенствование методической подготовки педагогических работников учреждений дошкольного образования к исследовательской деятельности воспитанников учреждений дошкольного образования. 4. Изучение постановления от 10 мая 2018 г. №38 «О внесении изменений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 февраля 2015 г. № 7 «Об утверждении инструкции о порядке проведения республиканского конкурса исследовательских работ детей дошкольного возраста "Я - исследователь"»»… Практический модуль может включать: · экспертизу исследовательских проектов детей дошкольного возраста; · разработку исследовательских проектов в группах (образовательная область на выбор) и представление разработанных моделей. Республиканский уровень методической деятельности. Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» в 2018/2019 учебном году для методистов ИРО, Р(Г)УМК предлагает ряд мероприятий, в содержание которых включены вопросы организации образовательного процесса на белорусском языке в учреждениях дошкольного образования с русским языком обучения. Так, в программах повышения квалификации руководителей и специалистов учреждений дошкольного образования, которые предлагаются в 2018/2019 учебном году, будут рассматриваться вопросы: · элементы белорусского народного танца: позиция рук и ног в народном танце; танцевальные движения; упражнения и игры с использованием танцевальных движений, характерных для народного танца. («Формирование музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста в условиях образовательного процесса учреждения дошкольного образования» (на платной основе – июнь 2019 г.)); · специфика организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования на основе задач образовательной области «Развіццё маўлення і культуры маўленчых зносін» учебной программы дошкольного образования и педагогической системы М.Монтессори («Развитие детей дошкольного 7 возраста в педагогической системе М.Монтессори» (на платной основе обучения – февраль, май 2019 г.)); · специфика организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования с русским и белорусским языками обучения, которое использует ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологию; презентация дидактических пособий по ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии и варианты их использования в разных возрастных группах; («Использование ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии в работе с детьми дошкольного возраста» (на платной основе обучения – март 2019 г.)); На заседаниях республиканских клубов педагогических встреч в 2018/2019 учебном году планируется рассмотрение следующих вопросов: · Реализация содержания образовательных областей «Развитие речи и культура речевого общения», «Развіццё маўлення і культуры маўленчых зносін» учебной программы дошкольного образования средствами ОТСМ–ТРИЗ–РТВтехнологии («Эффективный опыт использования в работе с детьми дошкольного возраста ОТСМ–ТРИЗ–РТВ-технологии» (ноябрь 2018 г.)); · совершенствование профессиональной компетентности участников клуба по вопросам взаимодействия с родителями воспитанников в Монтессори-группе для развития и саморазвития детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с опытом педагогической деятельности коллег («Развитие детей дошкольного возраста в педагогической системе М.Монтессори: опыт, проблемы, перспективы» (май 2019 г.)). С целью выявления и трансляции эффективного опыта регионов в данном направлении планируется проведение республиканского семинара-практикума «Организация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования на белорусском языке: панорама опыта» (март 2019 г.)).. В рамках ежегодного семинара-совещания планируется республиканский фестиваль педагогических идей «Каб мова родная гучала…» («Содержание и организация методической работы с руководителями и специалистами системы дошкольного образования» (июнь 2019 г.)). Обращаем внимание на следующее: · форма представления педагогических идей на фестивале определяется регионами и будет ограничена лишь временными рамками; · при отборе идей для фестиваля регионы могут придерживаться единой темы, предложенной в данных рекомендациях, либо направления деятельности, 8 «Организационно-методические аспекты проведения республиканского конкурса исследовательских работ детей дошкольного возраста "Я - исследователь"». На повышение уровня профессиональной компетентности специалистов учреждений дошкольного образования будет направлена деятельность республиканского клуба «Хрустальный журавль». Методические выезды клуба («Мастер-класс как форма повышения профессионального мастерства специалистов учреждений дошкольного образования») осуществляются по запросам районов (регионов). В 2018 году секция воспитателей дошкольного образования примет участие в VIII Республиканском рождественском фестивале педагогического мастерства (26-27 декабря 2018). В данных методических рекомендациях предлагаются: · список литературы (Приложение 1); · примерное содержание деятельности районных методических формирований на учебный год (Приложение 2). Литература 1. Андрэева, Л. Славянскi карагод / Л. Андрэева // Пралеска. – 2018. – № 1. – С. 23-25 2. Банцэвiч, Л. Праект «Вёска, вёсачка мая…» / Л. Банцэвiч // Пралеска. – 2018. – № 4. – С. 28-35. 3. Басай, М. Славянскi карагод / М. Басай // Пралеска. – 2018. – № 1. – С. 21-23. 4. Бочарова, Н. Развиваем творческий потенциал педагога / Н. Бочарова // Пралеска. – 2013. – № 11. – С. 6-10. 5. Вайгенiца, Т. Сiмвалы i вобразы ў беларускай народнай вышыўцы / Т. Вайгенiца // Пралеска. – 2018. – № 4. – С. 66-68. 6. Вайгенiца, Т. Падмурак для далейшай работы / Т. Вайгенiца // Пралеска. – 2018. – № 2. – С. 67-68. 7. Варанецкая, Л. М., Пралыгiна, Н. В. Выхоўваць маленьких патрыётаў / Л. М. Варанецкая, Н. В. Пралыгiна // Пралеска. – 2018. – № 5. – С. 14-18. 8. Войтка, I. Нiводнага дня без беларускага слова / I. Войтка // Пралеска. – 2018. – № 5. – С. 19-21. 9. Гайдук, К. Гучыць мова беларуская на Дзятлаўшчыне / К. Гайдук // Пралеска. – 2018. – № 1. – С. 16-19. 10.Давидович, А. Л. О состоянии работы по созданию безопасных условий жизнедеятельности детей в учреждениях дошкольного образования / А. Л. Давидович // Пралеска. – 2018. – № 4. – С. 5-7. 11.Дивакова, Т. А. Профессиональное развитие педагогов, использующих в практике работы с детьми дошкольного возраста ОТСМ-ТРИЗ-технологию, посредством участия в клубной деятельности / Дошкольное образование: опыт, 9 проблемы, перспективы [Текст] : материалы IV междунар. науч.-практ. семинара, 18 апреля 2013 г., г. Барановичи, Респ. Беларусь / М-во образования Респ. Беларусь, учреждение образования «Барановичский государственный университет» ; фак. педагогики и психологии ; каф. дошк. и музык. образования ; редкол.: А. В. Никишова (гл.ред.), Н. Г. Дубешко (отв. ред) [и др.] – Барановичи : РИО БарГУ, 2013. – 322, [2] с. – ISBN 978-985-498-531-2. 12. Жэлудзевiч, I. Кола свят беларусаў / I. Жэлудзевiч // Пралеска. – 2018. – № 3. – С. 75-77. 13.Жихар, О. П., Корзун, А. В. ОТСМ-ТРИЗ в дошкольном образовании: планирование и организация образовательного процесса / О. П. Жихар, А. В. Корзун. – Минск : Зорны Верасок, 2015. – 99 с. 14.Жихар, О. П. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей (первая младшая группа) / О. П. Жихар. – Минск : Зорны Верасок, 2017. – 197 с. 15.Ирванцова, О. В. Календарь природы : музыкально-ритмические композиции : пособие для музыкальных руководителей учреждений дошкольного образования / О. В. Ирванцова. – Минск : Зорны Верасок, 2015. – 68 с.+ 1 электрон. диск (CD). – (Танцевальные картинки). 16. Казлоўская, Н., Красоўская, Т. Каб наладзiць частаванне… / Н. Казлоўская, Т. Красоўская // Пралеска. – 2018. – № 6. – С. 44-47. 17. Капачэня, А. Адкуль назва маёй вёскi? / А. Капачэня // Пралеска. – 2018. – № 6. – С. 59-61. 18. Кашынская, I., Акуловiч, Н. Свята беларускай народнай цацкi / I. Кашынская, Н. Акуловiч // Пралеска. – 2018. – № 4. – С. 51-52. 19.Клезович, О., Загорская, Ж. Профессиональная коммуникация руководителей учреждений образования : теория и практика организации / О. Клезович, Ж. Загорская // Пралеска. – 2018. – № 2. – С. 9-11. 20.Книга, А. Только вместе мы все сможем: художественная гостиная / А. Книга // Пралеска. – 2018. – № 4. – С. 14-15. 21. Кодекс Республики Беларусь об образовании : с изм. и доп. по состоянию на 12 марта 2012 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2012. – 400 с. 22. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Академия, 2000. – 412 с. 23. Краснiчэнка, Т. Як зрабiлi вышыванкi для Васiлiны, Аленкi, Янкi / Т. Краснiчэнка // Пралеска. – 2018. – № 6. – С. 41-43. 24. Кулiгiна, Л. Паэты – дзецям пра ўсё на свеце / Л. Кулiгiна // Пралеска. – 2018. – № 5. – С. 78-80. 25. Кучынская, Н. Пазнавальнае падарожжа / Н. Кучынская // Пралеска. – 2018. – № 1. – С. 29-30. 26.Литвинчик, Т. А. Экологический калейдоскоп : из опыта работы по ОТСМТРИЗ-РТВ-технологии / Т. А. Литвинчик. – Минск : Зорны Верасок, 2015.– 188с.+ 1 10 электрон. опт. диск (CD). 27. Литвинчик, Т. А. Экосерпантин : из опыта работы по использованию методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии в образовательном процессе / сост. Т. А. Литвинчик. – Минск : Зорны Верасок, 2016.– 168 с. 28. Лiшык, Г., Вiннiк, М. У пошуках брацiка: тэатральная пастаноўка / Г. Лiшык, М. Вiннiк // Пралеска. – 2018. – № 1. – С. 26-28. 29. Лукашэвiч, А. Музычная вандроўка / А. Лукашэвiч // Пралеска. – 2018. – № 6. – С. 78-80 30. Любина, Г. А., Мельник О. А., Дивакова Т. А. Организация повышения квалификации педагогических работников по использованию педагогической системы М. Монтессори в работе с детьми дошкольного возраста : учеб-метод. пособие / Г. А. Любина, О. А. Мельник, Т. А. Дивакова ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2017. – 212 с. 31. Ляшчынская, В.А. Методыка выкладання беларускай мовы. Маўленне : вучэб. дапам. / В.А. Ляшчынская. – Мінск : РІВШ, 2009. 32. Мазец, В. Падарожжа з Несцеркам па вуснай народнай творчасцi / В. Мазец // Пралеска. – 2018. – № 5. – С. 22-24. 33. Малажай, Г.М., Яўдошына, Л.І. Школьны тлумачальны слоўнік беларускай мовы: дапам. для вучняў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларус. і рус. мовамі навучання / склад.: Г.М. Малажай, Л.І. Яўдошына. – Мінск: Аверсэв, 2012. 34. Мартынкевіч, С.В. Развіццё камунікатыўнай кампетэнцыі школьнікаў пры вывучэнні беларускай мовы (5–6 класы): вучэб.-метад. дапам. для настаўнікаў агульнаадукац. устаноў з беларус. і рус. мовамі навучання / С.В. Мартынкевіч. – Мінск: Выд. цэнтр БДУ, 2010. 35. Мельникова, Е. На пороге школы: заседание родительского клуба / Е. Мельникова // Пралеска. – 2018. – № 4. – С. 16-18. 36. Методыка выкладання беларускай мовы: вучэб. дапам. для студэнтаў філал. спецыяльнасцей устаноў, якія забяспечваюць атрыманне выш. адукацыі / М.Г. Яленскі [і і нш.]. – Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2007. 37. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. – М. : Издат. дом «Карапуз», 2000. – 272 с. 38.Мякиш, Н. К культуре питания – через игру / Н. Мякиш // Пралеска. – 2018. – № 3. – С. 69-72. 39. Николаева, О.М. Современный русско-белорусский словарь / О.М. Николаева, Т.Н. Трухан; под ред. А.А. Лукашанца. – Минск: Тетрасистемс, 2011. 40. Пiваварчык, Л. Край родны i прыгожы / Л. Пiваварчык // Пралеска. – 2018. – № 5. – С. 56-58. 41.Планирование образовательного процесса летом : вторая младшая группа : с приложением CD / сост. Л. В. Макаренко. – Минск : Зорны Верасок, 2016.– 55с.+ 1 электрон. опт. диск (CD). – (Лето в детском саду). 42. Планирование образовательного процесса летом : средняя группа : с 11 приложением CD / сост. Н. Н. Ивочкина. – Минск : Зорны Верасок, 2016.– 64 с.+ 1 электрон. опт. диск (CD). – (Лето в детском саду). 43. Планирование образовательного процесса летом : старшая группа : с приложением CD / сост. С. В. Орлова. – Минск : Зорны верасок, 2016.– 68с.+ 1 электрон. опт. диск (CD). – (Лето в детском саду). 44. Рэгiневiч, А. Пасядзелкi ў бабулi Васiлiны / А. Рэгiневiч // Пралеска. – 2018. – № 1. – С. 19-20. 45. Рэгiневiч, А. У дзеда Антося ўсё з загадкi пачалося / А. Рэгiневiч // Пралеска. – 2018. – № 6. – С. 51-52. 46.Салтыкова-Волкович, М. Инновационный подход в работе с родителями / М. Салтыкова-Волкович // Пралеска. – 2018. – № 4. – С. 12-13. 47.Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования» от 25.01.2013, № 8 / Пралеска. – 2013. – №4. – С. 15-40. 48. Скаржынская, Д. Адкуль мой род / Д. Скаржынская // Пралеска. – 2018. – № 2. – С. 68-69. 49.Смолер, Е. И. Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в современной образовательной среде / Е. И. Смолер // Пралеска. – 2018. – № 3. – С. 3-6. 50.Старжинская, Н. С. Информационно-образовательные ресурсы : виды и критерии оценки / Н. С. Старжинская // Пралеска. – 2013. – № 2. – С. 47-50. 51. Старжынская, Н. С. Сучасныя падыходы да нацыянальна-моўнай адукацыi дзяцей дашкольнага ўзросту / Н. С. Старжынская // Пралеска. – 2016. – № 10. – С. 3-8. 52.Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 416 с. 53. Фёдарава, М. гасцюем у бабулi Алены / М. Фёдарава // Пралеска. – 2018. – № 2. – С. 76-77. 54. Фурса, С. Падарожжа ў мiнулае / С. Фурса // Пралеска. – 2018. – № 4. – С. 39-40. 55. Чадович, Н. Проект «Белорусская народная игрушка» / Н. Чадович // Пралеска. – 2018. – № 6. – С. 17-21. 56. Чадовiч, Н. Аб чым паведамiў ручнiк / Н. Чадовiч // Пралеска. – 2018. – № 6. – С. 22-24. 57. Шавяленка, Н., Берлiна, А. Стрэчанне / Н. Шавяленка, А. Берлiна // Пралеска. – 2018. – № 1. – С. 66-68. 58.Шеститко, И., Кислякова, Ю. Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в современной образовательной среде / И. Шеститко, Ю. Кислякова // Пралеска. – 2018. – № 2. – С. 6-8. Интернет-ресурсы 12 1. Баброва, В.Э. Прыёмы выхавання гукавой культуры маўлення дзяцей сярэдняга дашкольнага ўзросту [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://conf.grsu.by/alternant2014/index-74.htm/ Дата доступа: 09.07.2018. 2. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2018/2019 учебному году. Учреждения дошкольного образования // [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://adu.by/images/2018/07/IMP_dashkol_obraz_RUS.doc / Дата доступа: 01.08.2018. 3. ІНСТРУКТЫЎНА-МЕТАДЫЧНАЕ ПІСЬМО МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ «Аб арганізацыі адукацыйнага працэсу ва ўстановах дашкольнай адукацыі ў 2018/2019 навучальным годзе» [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://adu.by/images/2018/07/IMP_BEL_dashkol_adukaciya_2018-2019.doc / Дата доступа: 01.08.2018. 4. Маўленчае i лiнгвiстычнае развiццё дашкольнiкаў [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/bitstream/doc/16345/1. – Дата доступа: 09.07.2018. 5. Каб гучала родная мова ў дзіцячым садку [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://prastora.ng-press.by/uncategorized/kab-guchala-rodnaya-mova-udzitsyachym-sadk/ Дата доступа: 09.07.2018. 6. Психолого-педагогические основы обучения детей дошкольного возраста белорусскому языку как второму [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://helpiks.org/1-49693.html / Дата доступа: 09.07.2018. 7. Развіццё беларускага маўлення ў дзяцей дашкольнага ўзросту: матэрыялы з вопыту работы ГУО “Яслі-сада №160 г.Гомеля / скл. А.М.Шутава, метадыст вучэбна-метадычнага аддзела дашкольнай і пачатковай адукацыі Гомельскага абласнога інстытута развіцця аукацыі [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iro.gomel.by/images/doc/ Дата доступа: 09.07.2018. 8. Развіццё маўлення дзяцей малодшага дашкольнага ўзросту сродкамі мастацкай літаратуры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vuchoba.org/razviccemalennya-dzyacej-malodshaga-dashkolenaga-zrostu-srodk.html/ Дата доступа: 09.07.2018. 9. Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ [Электронный ресурс]: Социальная сеть работников образования nsportal. ru. – Режим доступа: http: // nsportal.ru/detskiysad/zdorovyyobrazzhizni/2014/12/19/obobshchenie-pedagogicheskogoopyta-raboty-na-temu. – Дата доступа: 09.07.2018. 10. Старжинская, Н.С. Построение процесса усвоения близкородственного языка в дошкольном возрасте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://barsukisad.schools.by/pages/usvoenie-detmi-belorusskogo-jazyka/ Дата доступа: 09.07.2018. 13 14 ТЕМА: «Организация образовательного процесса на белорусском языке в учреждениях дошкольного образования с русским языком обучения»* Тема МО: Совершенствование организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования на белорусском языке 1 заседание 2 заседание 3 заседание 4 заседание Особенности организации образовательного процесса в 2018/2019 учебном году - нормативное правовое и научнометодическое обеспечение образовательного процесса по образовательным областям учебной программы дошкольного образования в 2018/2019 учебном году; - обеспечение безопасных условий пребывания детей в учреждениях дошкольного образования в 2018/2019 учебном году; - организация качественного и безопасного питания воспитанников в 2018/2019 учебном году; - создание условий для организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования на белорусском языке; - организация методической работы с педагогическими работниками учреждений Создание условий для совершенствования организации образовательного процесса на белорусском языке в учреждениях дошкольного образования -научно-методическое обеспечение образовательной области «Развіццё маўлення і культуры маўленчых зносін»; -оптимизация образовательной среды учреждения дошкольного образования для организации образовательного процесса на белорусском языке; -формирование профессиональной компетентности педагогических работников по приобщению воспитанников к белорусскому языку и белорусской культуре; - внедрение в педагогическую практику современных образовательных технологий, в том числе информационных коммуникативных технологий (ИКТ), электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для совершенствования образовательного процесса на Взаимодействие с семьями воспитанников и социумом по приобщению детей дошкольного возраста к белорусскому языку и национальной культуре -эффективные формы и методы сотрудничества учреждения дошкольного образования и семьи по приобщению детей дошкольного возраста к белорусскому языку и национальной культуре; - пути взаимодействия учреждений дошкольного и общего среднего образования по приобщению воспитанников к белорусскому языку и национальной культуре; - взаимодействие с учреждениями социума Организация образовательного процесса на белорусском языке в учреждениях дошкольного образования Презентация методических продуктов, разработанных в процессе деятельности других формирований 15 дошкольного образования в 2018/2019 учебном году, анализ результатов деятельности за предыдущий учебный год. белорусском языке; особенности организации в учреждениях дошкольного образования разных видов белорусскоязычных групп кратковременного пребывания воспитанников - организация образовательных услуг сверх базового компонента в учреждении дошкольного образования на основе маркетинговой деятельности на белорусском языке обучения (библиотеки, музеи и др.) по созданию коммуникативной образовательной среды Форма: инструктивнометодическое совещание Форма: семинар-практикум Форма: круглый стол Форма: фестиваль (ярмарка) педагогических идей ШМП действует в рамках темы методического объединения Научно-методическое обеспечение образовательного процесса по образовательной области «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін» учебной программы дошкольного образования в 2018/2019 учебном году (теория) (выход на 2 заседание МО) Использование ИКТ и ЭОР для решения задач образовательной области «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін» (теория) (совместно с ТГ) (выход на 2 заседание МО) Предметно-пространственная образовательная среда как условие эффективной организации образовательного процесса на белорусском языке (теория) (выход на 2 и 3заседание МО) Образовательные проекты в учреждении дошкольного образования: типы, условия и алгоритм организации. (теория) (выход на3 заседание МО) Форма: практикум (подготовка аннотированного перечня) Форма: практикум (подготовка консультаций, тематических мини-словарей и др. для педагогов и родителей) Форма: практикум (составление перечня информационных ресурсов Национального образовательного портала) Форма: практикум (составление памяток, алгоритма) 16 Тема ШСПМ: Современные подходы к созданию коммуникативной белорусскоязычной среды в учреждении дошкольного образования Эффективные формы работы для формирования профессиональной компетентности педагогических работников по приобщению воспитанников к белорусскому языку и белорусской культуре (выход на заседание МО зам.зав.по о.д.) Использование этнографического музея «Беларуская хатка» для проведения специально организованной деятельности в учреждении дошкольного образования (выход на 4 заседание МО) Приобщение детей дошкольного возраста к белорусским традициям и культуре посредством совместных с родителями и социумом образовательных проектов (с учетом специфики региона) (выход на 4 заседание МО) Эффективные формы работы с педагогами учреждений дошкольного образования по формированию навыков общения на белорусском языке. (презентация результатов деятельности на 4 заседании МО) Форма: теоретический семинар Форма: семинарпрактикум (разработка конспектов игр, занятий в соответствии с тематическим планированием) Форма: семинар-практикум (разработка технологических карт, методических рекомендаций) Форма: участие в фестивале (ярмарке) педагогических идей (4 заседание МО) Тема ТГ: Эффективные методы, приемы и средства организации образовательного процесса учреждений дошкольного образования на белорусском языке Интеллектуальные игры как средство совершенствования общения участников на белорусском языке Внедрение в педагогическую практику современных образовательных технологий (в том числе ИКТ) для решения задач образовательной области Предметно-пространственная образовательная среда как средство эффективной организации образовательного процесса на белорусском языке (выход на 2 заседание МО) Панорама эффективных методов и приемов организация образовательного процесса учреждений дошкольного образования на белорусском языке (совместно с ШМП) (4 заседание МО) 17 (выход на 2 заседание МО) «Развіццё маўлення і культуры маўленчых зносін» (совместно с ШМП) (выход на 2 заседание МО) Разработка сценариев интеллектуальных игр (викторин, «КВН», «Что? Где? Когда?» и др.) Подготовка презентаций, картотеки методов и приемов технологий и др. Разработка картотеки проблемных ситуаций «Як гэта сказаць па-беларуску?» Разработка презентации для участия в фестивале(ярмарке) педагогических идей ПГ: ВАЖНО: в состав проблемных групп в 2018/2019 учебном году целесообразно включать педагогов, в совершенстве владеющих как русским, так и белорусским языками. Таким образом, данному методическому формированию можно поручить: · разработку сценариев ежеквартальной «Недели белорусского языка»; · подготовку информационных матер

Обучение и воспитание в учреждении дошкольного образования осуществляются на белорусском и (или) русском языках. Основной язык обучения и воспитания в учреждении дошкольного образования (белорусский или русский) определяется его учредителем с учетом пожеланий законных представителей воспитанников.

В соответствии с учебной программой дошкольного образования с воспитанниками учреждений дошкольного образования с белорусским (русским) языком обучения проводятся специально организованные занятия, игры как по развитию русской, так и белорусской речи и культуры речевого общения, в учреждениях дошкольного образования с белорусским языком обучения образовательный процесс осуществляется на белорусском языке. Целесообразным является проведение мероприятий, посвященных творчеству белорусских поэтов и писателей, Дню белорусской письменности, белорусской культуры и др., обеспечение взаимосвязи с традициями народной педагогики, фольклором, национальным искусством.

С целью качественной реализации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования с белорусским языком обучения изданы учебные издания, утвержденные или допущенные в качестве определенного вида издания Министерством образования Республики Беларусь (см. научно-методическое обеспечение дошкольного образования).

В учреждении дошкольного образования в соответствии с пожеланиями законных представителей воспитанников по решению местных исполнительных и распорядительных органов, согласованному с Министерством образования Республики Беларусь, могут создаваться группы, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства либо изучается язык национального меньшинства. На основании запросов родителей управления (отделы) образования, спорта и туризма формируют группы, образовательный процесс в которых осуществляется на языке национального меньшинства. Министерство образования рекомендует принять меры, направленные на расширение возможности получения дошкольного образования на языке национального меньшинства и обеспечение права каждого гражданина в соответствии с Конституцией Республики Беларусь выбирать язык обучения. С этой целью необходимо организовывать разъяснение нормативных правовых актов о возможности выбора языка обучения в индивидуальных беседах с родителями, на родительских собраниях, через средства массовой информации, сайты и порталы управлений (отделов) образования, учреждений дошкольного образования.

 

О ВЫБОРЕ ЯЗЫКА ОБУЧЕНИЯ

Кодекс Республики Беларусь об образовании

Статья 90. Язык обучения и воспитания. Изучение языков в учреждениях образования

Основными языками обучения и воспитания в Республике Беларусь являются государственные языки Республики Беларусь. Государство гарантирует гражданам право выбора обучения и воспитания на одном из государственных языков Республики Беларусь и создает условия для реализации этого права. Язык обучения и воспитания определяется учредителем учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, с учетом пожеланий обучающихся (законных представителей несовершеннолетних обучающихся).

  Право граждан на выбор обучения и воспитания на одном из государственных языков Республики Беларусь обеспечивается развитием сети учреждений образования (классов, групп, потоков) с белорусским и русским языками обучения и воспитания, изданием литературы, учебников и учебных пособий на белорусском и русском языках.

  1. В соответствии с пожеланиями воспитанников, учащихся и их законных представителей по решению местных исполнительных и распорядительных органов, согласованному с Министерством образования Республики Беларусь, могут создаваться группы в учреждениях дошкольного образования, классы, группы в учреждениях общего среднего образования или учреждения дошкольного, общего среднего образования, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства или изучается язык национального меньшинства.

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования

Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования в 2018/2019 учебном году

Совершенствование качества образовательного процесса

В соответствии со статьей 90 Кодекса язык обучения и воспитания в учреждении образования определяет его учредитель, а право граждан на выбор языка обучения и воспитания на одном из государственных языков Республики Беларусь обеспечивается развитием сети учреждений дошкольного образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания, что позволяет обеспечивать становление целостной личности воспитанника, его развитие путем интеграции в две родственные культуры средствами белорусского и русского языков.

С учетом пожеланий родителей (законных представителей) несовершеннолетних учреждения дошкольного образования формируют группы, которые организуют образовательный процесс, как на русском, так и на белорусском языке.

Образовательный процесс в группах с белорусским языком обучения организуется на белорусском языке. Исключение составляют часы, отведенные на изучение образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» учебной программы дошкольного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     

 

 

 

 

 

                                               ПАВАЖАНЫЯ БАЦЬКІ!

         Аддзел адукацыі, спорту і турызму администрацыи Савецкага раёна г. Гомеля нагадвае, што згодна з артыкулам 17 Канстытуцыі Рэспублікі Беларусь, на падставе артыкула 90 Кодэкса Рэспублікі Беларусь аб адукацыі асноўнымі мовамі навучання і выхавання з’яўляюцца дзве дзяржаўныя мовы Рэспублікі Беларусь: руская і беларуская.

         Мова навучання і выхавання ва ўстанове адукацыі вызначаецца заснавальнікам.

         Права грамадзян на выбар навучання і выхавання на адной з дзяржаўных моў Рэспублікі Беларусь забяспечваецца развіццём сеткі ўстаноў адукацыі (груп) з беларускай і рускай мовамі навучання і выхавання.

         Для развіцця сеткі ўстаноў адукацыі (груп) з беларускай і рускай мовамі навучання і выхавання вам неабходна пазначыць мову навучання пры пастаноўцы на ўлік вашага дзіцяці ва ўстанову адукацыі для атрымання дашкольнай адукацыi ў  кабінеце №100 («Одно окно»)  администрацыи Савецкага раёна г. Гомеля.       

      Па пытаннях навучання і выхавання на беларускай мове ва ўстановах дашкольнай адукацыі прапануем тэлефанаваць у аддзел адукацыі, спорту і турызму  администрацыи Савецкага раёна г. Гомеля па тэлефоне 40 61 63.

         Адна з мэт дашкольнай адукацыі, гэта фарміраванне ўстойлівай цікавасці і станоўчых адносін да беларускай мовы, жадання авалодаць ёю.

 Далучэнне да роднай мо

График выдачи направлений

Уважаемые родители!

В соответствии с пунктом 45 Положения прием лица в учреждение дошкольного образования осуществляется в течение календарного года при наличии в нем свободных мест.

Направления в учреждения дошкольного образования

на 2019/2020 учебный год

будут выдаваться  в отделе образования, спорта и туризма администрации Советского района г. Гомеля  с 24.05.2019 по адресу:

проспект Речицкий,6; ( каб.519 или 1-й этаж, актовый зал)

 с 8.30 до 17.30

обед: с 13.00 до 14.00

При себе иметь паспорт

Просьба соблюдать график выдачи направлений

 

График выдачи направлений в учреждения дошкольного образования Советского района г. Гомеля

          

   24  мая 2019  - ГУО «Ясли-сад № 110 г.Гомеля»

                          - ГУО «Санаторный ясли-сад № 14

                          - ГУО «Санаторный ясли-сад № 128 г.Гомеля»

                          -  ГУО «Ясли-сад № 124 г.Гомеля»

        

 

  30-31 мая 2019  - ГУО «Ясли-сад № 116 г.Гомеля»

                             - ГУО «Ясли-сад № 24 г.Гомеля»

                             - ГУО «Ясли-сад № 125 г.Гомеля»

                             - ГУО «Ясли-сад № 109 г.Гомеля»

 

4-5 июня 2019      - ГУО «Ясли-сад № 155 г.Гомеля»

                              - ГУО «Ясли-сад № 139 г.Гомеля»

                              - ГУО «Ясли-сад № 33 г.Гомеля»

                              - ГУО «Ясли-сад № 158 г.Гомеля»

 

6-7 июня 2019  - ГУО «Ясли-сад № 29 г.Гомеля»

                               - ГУО «Ясли-сад № 107 г.Гомеля»

                               - ГУО «Ясли-сад № 106 г.Гомеля»

                               - ГУО «Ясли-сад № 47 г.Гомеля»

 

 

10-11 июня 2019     - ГУО «ДЦРР «Праменьчык» г.Гомеля»

                                 - ГУО «Ясли-сад № 160 г.Гомеля»

                                 - ГУО «Ясли-сад № 163 г.Гомеля»

                                 - ГУО «ДЦРР «Вяселка» г.Гомеля»

12 июня 2019      

                                 - ГУО «Ясли-сад № 55 г.Гомеля»

                                 - ГУО «Ясли-сад № 46 г.Гомеля»

                                 - ГУО «Ясли-сад № 58 г.Гомеля»

                                 - ГУО «Ясли-сад № 79 г.Гомеля»

        

 

 13-14 июня 2019     - ГУО «Ясли-сад № 115 г.Гомеля»

                                  - ГУО «Ясли-сад № 105 г.Гомеля»

                                  - ГУО «Ясли-сад № 25 г.Гомеля»

                                  - ГУО «Ясли-сад № 87 г.Гомеля»

 

17-18 июня 2019      - ГУО «Ясли-сад № 2 г.Гомеля»

                                  - ГУО «Ясли-сад № 17 г.Гомеля»

                                  - ГУО «Ясли-сад № 30 г.Гомеля»

                                  - ГУО «Ясли-сад № 42 г.Гомеля»

 

 

 24-25 июня 2019     - ГУО «Специальный ясли-сад № 99  г. Гомеля для                            детей с тяжелыми нарушениями речи»

                                 - ГУО «Специальный ясли-сад № 27для детей с нарушениями зрения г. Гомеля»

                                - ГУО «Специальный ясли-сад № 10  г. Гомеля для                            детей с тяжелыми нарушениями речи»

Фестиваль плавания «Золотая рыбка»

Фестиваль плавания «Золотая рыбка» 9 февраля 2019 года на базе государственного учреждения образования «Гимназия №58 г. Гомеля имени Ф.П.Гааза» состоялся районный этап республиканских соревнований среди детей и подростков по плаванию «Фестиваль плавания «Золотая рыбка» на призы Александры Герасимени.

В соревнованиях приняли участие  13 семей и учащиеся 3-4 классов из 21 учреждения образования района.

Лучшие личные результаты показали: Божков Никита, Кожемякина Виктория, Разуванова Яна, Ефремова Юлия, Процко Игорь (гимназия №58), Яночкин Павел (гимназия №51), Гулевич Дмитрий (СШ №52), Прохоренко София (СШ №22), Кривой Вадим (СШ №7), Гордейко Максим, Суворова Анна (СШ №38), Кохонов Александр (СШ №69), Ермакова Алеся (СШ №69)

Лучшими в семейных эстафетах стали: семья Божковых,  (гимназия №58), семья Гордейко (средняя школа №38) и семья Быковых (гимназия №71).

В общекомандном зачете команда гимназии №58 заняла первое место, второе место у команды гимназии №71,  третье место досталось команде средней школы №61.

16 февраля сборная команда Советского района заняла третье место в областном этапе республиканских соревнований среди детей и подростков по плаванию «Фестиваль плавания «Золотая рыбка» на призы Александры Герасимени. Семьи Божковых и Гордейко представят Гомельскую область на республиканских соревнованиях.

Поздравляем победителей!

Анкета для родителей

Анкета для родителей С целью изучения объема домашнего задания в учреждениях общего среднего образования в феврале-марте проводится анонимное анкетирование родителей. Анкета размещена на главной странице сайта ГУО "Гомельский областной институт развития образования" iro.gomel.by "  Анкета для родителей"

Прямой переход - Анкета

 

VII Рождественский бал

VII Рождественский бал

 

VII Рождественский бал

 

VII Рождественский бал

 

VII Рождественский бал

 

VII Рождественский бал

 

Эх, прокачусь!

 

Эх, прокачусь! 

За что мы любим зиму? Прежде всего, за забавы и игры в окружении сверкающего под солнцем снега. Волшебные зимние месяцы дарят детям ни с чем несравнимую радость развлечений на свежем морозном воздухе. Зима предлагает любителям активного отдыха множество неповторимых, захватывающих развлечений. Однако, ни для кого не секрет, что самым любимым и самым доступным остается катание с гор на санках. Но насколько безопасно такое катание?

На первый взгляд это, безобидное, активное занятие может стать причиной травм, поэтому необходимо усвоить некоторые правила безопасного катания на санках.

 В первую очередь, стоит с вниманием отнестись к выбору горки, на которой будет кататься ребенок: она не должна заканчиваться автомобильной дорогой, забором или водоемом.

Выбирайте плавный склон, который выходит на площадку без деревьев, камней и прочих препятствий.

Одевать малыша лучше всего в «дутые» синтепоновые куртки и штаны, поскольку эта легкая одежда не позволит ребенку сильно вспотеть, а при падении сможет максимально смягчить удар. 

Обувь для катания на санках выбирайте удобную и прочную, со специальной прорезиненной подошвой. Руки ребенка должны защищать толстые перчатки, а голову – шапка.

И, конечно, для того, чтобы зимнее занятие приносило только радость и удовольствие, необходимо обязательно соблюдать правила безопасного катания на санках:Эх, прокачусь!

- не позволяйте маленькому ребенку (до 5 лет) самостоятельно съезжать на санках. При катании на санках ребенок должен крепко держаться руками;

-  детские санки должны быть оборудованы спинкой и ремнями безопасности; 

-  постелите что-нибудь мягкое на посадочное место и спинку, при этом рекомендуется как можно чаще менять положение ребенка в сиденье, чтобы он не простудился;

- если в ваших санках предусмотрена съемная ручка-толкатель, при катании с горки ее лучше снять;

- если вы намерены катать ребенка на санках с использованием буксировочного троса, постарайтесь делать это аккуратно, без резких рывков и поворотов, чтобы сани не перевернулись;

- дети в возрасте от 5 лет уже могут кататься на санках самостоятельно, при этом обязательно необходимо соблюдать дистанцию между своими и едущими впереди санями; 

- нельзя связывать несколько санок между собой;

- запрещается съезжать на санках, стоя на ногах или коленях, лежа на животе, а также сидя против движения; 

- нельзя долго находиться на проезжей части склона, а также подниматься по ней.  После съезда нужно встать с санок, оглянуться назад и отойти в сторону;

-  если столкновение саней неизбежно, лучше выпрыгнуть из них и правильно упасть. При этом падать лучше на бок, перекатившись на спину, прижав подбородок к груди, чтобы сберечь голову. 

На сегодняшний день ребята давно придумали множество альтернатив классическим санкам. В ход идут фанерки,  картонные коробки, пластмассовые доски и все популярнее становятся надувные санки-ватрушки, или как их еще называют, тюбинг. Но вопрос? Насколько они безопаснее?

Конструкция надувных санок достаточно простая. Внутри специальной оболочки вставлена автомобильная камера. Оболочка имеет прекрасное скольжение, не впитывает влагу, очень прочная. Камера внутри санок ватрушек амортизирует неровности склона и делает спуск более комфортным. Обладая большим количеством преимуществ по сравнению с другими приспособлениями для катания с гор, надувные санки, бесспорно, завоевали сердца детей и взрослых.

Однако, приобретая тюбинг себе или ребенку, важно помнить, что "ватрушка" – устройство коварное. Используя ее, нужно не забывать о том, что она может развивать скорость до 40 километров в час и неожиданно закручиваться вокруг своей оси. При этом несется она без тормозов и управлению не поддается.

Такое катание безопасным не назовешь. Особенно если на пути есть неровности и деревья. На таком приспособлении объехать стоящее на пути дерево, не удастся. Стоит отметить, что и на обычной доске это не просто. Поэтому стоит выбирать склоны без препятствий, и чтобы впереди вас не ждала «опасность» в виде проезжей части, пешеходной дорожки, речки и т.д.

Кататься на надувных санках рекомендуется на склонах с уклоном не больше 20 градусов. Внизу склона должно быть достаточно места для торможения. Также не следует кататься на тюбингах по склонам, поросшим деревьями.

Перед началом спуска убедитесь, что перед вами нет никого из катающихся, особенно детей.

Кататься на «ватрушках» следует сидя. Не пытайтесь прыгать на ней как на батуте.

Соблюдение этих простых правил сделает Ваш отдых безопасным и запоминающимся! И помните, не оставляйте детей без присмотра!

Памятка по обеспечению безопасностипри катании с горок

       Родители! Помните, что  горки, склоны для катания – это место повышенной опасности, а не просто очередное развлечение на зимней прогулке наряду с лепкой снеговиков и кормёжкой птиц!       С маленькими детьми не стоит ходить на переполненную людьми горку с крутыми склонами и трамплинами. Если горка вызывает у вас опасения, сначала прокатитесь с неё сами, без ребёнка — испытайте спуск. Если ребёнок уже катается на разновозрастной «оживлённой» горке, обязательно следите за ним. Лучше всего, если кто-то из взрослых следит за спуском сверху, а кто-то снизу помогает детям быстро освобождать путь.

     Ни в коем случайте не используйте в качестве горок железнодорожные насыпи и горки вблизи проезжей части дорог.

     Родители! Научите детей нескольким важным правилам поведения на горке и сами строго соблюдайте требования безопасности:

  1. Не съезжать с горки, пока не отошёл в сторону предыдущий спускающийся.
  2. Не задерживаться внизу, когда съехал, а поскорее отползать или откатываться в сторону.
  3. Не перебегать ледяную дорожку. Объясните ребёнку, что переходить горку поперёк нельзя, даже если ему кажется, что он успеет перебежать до того, как кто-то съедет. На льду легко поскользнуться и попасть под ноги съезжающим.
  4. Подниматься на снежную или ледяную горку следует только в месте подъема, оборудованном ступенями, запрещается подниматься на горку там, где навстречу скатываются другие.
  5. Во избежание травматизма нельзя кататься, стоя на ногах и на корточках.
  6. Стараться не съезжать спиной или головой вперёд (на животе), а всегда   

 смотреть вперёд, как при спуске, так и при подъёме.

  1. Если уйти от столкновения (на пути дерево, человек и  т.д.) нельзя, то надо постараться завалиться на бок или откатиться в сторону от ледяной поверхности.
  2. Если мимо горки идет прохожий, подождать, пока он пройдет, и только тогда совершать спуск.

Уважаемые родители!

В последние годы большую популярность приобрели  надувные   санки.  Катание   на  них – это  отдых, который  одинаково  подходит  взрослым и детям. Но, к  сожалению,  катание на тюбинге – это  один и из самых  травмоопасных  видов  отдыха.  В  отличие  от обычных  санок «ватрушки»  способны     развивать      большую     скорость     и     даже   закручиваться    вокруг   своей  оси  во  время спуска.  При   этом  они абсолютно   неуправляемы  и     не  оборудованы  тормозным устройством.

     Это тот случай, когда здоровье и жизнь катающихся  -  дело самих катающихся.

     Поэтому, чтобы сделать свой отдых приятным, а спуск на «ватрушке» безопасным, необходимо:

  1. Кататься только на специально подготовленных трассах со снежной поверхностью.
  2. Склон для катания должен быть  с уклоном не больше 20 градусов. Внизу склона должно быть достаточно места для торможения. Не следует кататься на тюбингах по склонам, поросшим деревьями.
  3. Нельзя кататься с горок с трамплинами — при приземлении ватрушка сильно пружинит.
  4. Прежде чем начать спуск по неподготовленной трассе, осмотрите ее на предмет наличия ям, бугров, торчащих кустов, камней, ограждений, представляющих опасность для жизни и здоровья.
  5. Санки-ватрушки развивают большую скорость, поэтому на склоне обращайте внимание на других катающихся. Перед началом спуска убедитесь, что перед вами нет никого из катающихся, особенно детей.
  6. Не катайтесь на тюбинге в состоянии алкогольного опьянения.
  7. Кататься на санках-ватрушках следует сидя. Не пытайтесь кататься на «ватрушке»  стоя или прыгая как на батуте.
  8. Нельзя кататься на тюбинге вдвоем с ребенком - невозможно контролировать ситуацию одной рукой удерживая ребенка, а другой,  держась за ватрушку.
  9. Не привязывайте надувные санки к транспортным средствам: снегокатам, квадроциклам, автомобилям и т.д.

 

Берегите себя и своих детей!!!

 

 

 

Уважаемые родители!

Не оставляйте детей одних, без присмотра!

Соблюдайте несложные правила катания с горок и вы обезопасите себя и окружающих от возможных травм и повреждений.

 

Дислокация оздоровительных лагерей с дневным пребыванием учащихся в период осенних каникул 2018г.

 

Период работы: с 29.10.2018 по 05.11.2018 года (6 дней)

 

Питание: трёхразовое

 

Учреждение

образования

Номер телефона

Плановое

количество

Место питания

СШ №3

550217

20

СШ №3 (привозное)

СШ №28

312406

25

СШ №28 (привозное)

СШ №40

559339

25

СШ №40 (привозное)

СШ №7

(размещение на базе СШ №39)

321806

22

СШ №39

СШ №22

320059

47

СШ №39

321530

25

СШ №17

316490

20

СШ №17

Гимназия №46

321504

32

СШ №43

(размещение на базе СШ №17)

359026

20

СШ №33

321379

25

СШ 33 (привозное)

СШ №38

312188

25

СШ 38

СШ №32 

557750

25

Гимназия  №71 (филиал)

СШ №47

(размещение на базе СШ №32)

552047

25

Гимназия  №71

357084

46

Гимназия  №51

461916

25

СШ №52

СШ № 52

320560

25

Гимназия  №58

312694

40

СШ №62

СШ №62

314754

25

СШ №61

311983

40

СШ №69

 

СШ №69

311748

25

ИТОГО

562

 

ИНФОРМАЦИЯ

   С 01.09.2018 г. С целью организации подвоза родителей с детьми, проживающих в Центральном, Новобелицком районах г. Гомеля будут организованы следующие автобусные маршруты.

   Центральный район – автобус №29 «Старая Волотова – Универмаг Гомель» 3 рейса в утренние часы ( от остановки «Ледовый дворец» 7:00, 7:20, 7:40) и в вечерний час ( от остановки «Универмаг Гомель» 17:10, 17:50, 18:30)

   Новобелицкий район – маршрут № 56 «Микрорайон Южный – Медгородок» с отправлением от остановки «Микрорайон Южный в 6:45.

Изменена плата за пользование учебниками и учебными пособиями

В постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. № 839 «О размере и порядке взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями и порядке предоставления их в бесплатное пользование» внесены изменения. Это закреплено постановлением Правительства от 28 августа 2018 г. № 621.

 

Согласно документу, плата за пользование учебниками и учебными пособиями составит:

  • 0,2 базовой величины – при освоении содержания образовательных программ дошкольного образования (ранее – в размере их стоимости);
  • 0,5 базовой величины – при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования за I–XI классы (ранее – в размере 50 процентов стоимости соответствующих комплектов учебников и учебных пособий).

 

Документ вступает в силу после его официального опубликования.

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь 

Назад Вперед
^
 
^ Наверх